Колизей и Форумы
К о л и з е й — Амфитеатр ФлавияНачало строительства 72 г. н.э. Веспасианом из династии Флавиев — по преданию, желая изничтожить следы правления предшественника Нерона; «преемник славы Золотого дома - Domus Aurea “, погибшего в пожаре 64 года
80 год н.э. - Инаугурация при его сыне Тите — за сто дней праздника пали около 100 гладиаторов и затравлено около 9 тыс. (по Дионисию) диких животных.
126 г. н. э. - Затоп и пожар из-за удара молнии
523 г. н.э. - Последнее представление
Одно из 7 чудес света, единственный памятник из Европы.
Колизей, как и Римский форум, — символ самого города и его жизни. (Пока стоИт Колизей, стоИт Рим. Пока стоИт Рим, будет стоЯть весь мир — пророчество англосаксонсонских монахов, описанное Байроном в «Манфреде» вместе с Колизеем) Хлеба и зрелищ.
«Колоссеум» - Colosseo - Колосс Нерона (30-35-метровая золотая статуя императора в виде бога Солнца). Изначально была поставлена в атриуме Domus aurea, после гибели которого затем перенесена поближе к Колизею. Сегодня остался лишь квадратный периметр основания, на котором стояла статуя.
Вмещал около до 80 тыс.зрителей; 80 входов.
По форме точно повторяет форму разинутого рта миноги или мурены...
Если и сейчас вызывает восхищение посетителей, постараемся представить, каким великолепием являлся в расцвете славы римского величия.
Ч.Диккенс (в 1846 году) - «Мы успели привыкнуть к гигантизму, но Колизей и в наши дни поражает воображение. Может быть, не столько величиной — хотя и ею тоже, сколько неотступным вопросам: «Как они это сделали?»
Современные же римляне шутят, что их античные предки не оставили им места ни для фантазии изобретений, ни для конкретных сооружений («всё уже было придумано и создано задолго до нас»).
Светоний (древнеримский историк): «Жаль расставаться с красивой легендой, но водных представлений в Колизее, судя по всему, никогда не было». - Водные представления, напротив, ставились в Цирке Домициана (современная площадь Навона).
Наверху Амфитеатра размещались моряки императорского флота, предназначенных для натягивания огромного навеса, который покрывал амфитеатр во время зрелищ как от палящего солнца, так и от непогоды.
Нумерация выходов и мест на трибунах позволяли в течение минут покинуть арену. Вход в Колизей был свободным, но каждый «билет»-пропуск сопровождался планом прохода к указанному месту.
Золотой дом Нерона — Domus Aurea — по словам императорского литератора и советника Сенеки назван «блестящим из-за сверкания золота» и множества драгоценных камней и самоцветов, а также художественными произведениями, отнятыми у города и взятыми из греческих храмов. Большие подземные помещения центрального павильона на противоположном Оппийском холме могут сегодня дать лишь далекое представление о необыкновенной роскоши, о чем уже свидетельствовали другие источники. Свод Зала золотого шестиугольного свода, (по свидетельствам современного Нерону историку Светонию) медленно вращался благодаря специальному механизму, а из особых отверстий, сделанных из слоновой кости в виде цветка, падали на сотрапезников цветы и благовония...
Основные представления: Гладиаторство (Gladius – римский меч) было более раннним, не исконным римским обычаем; скорее всего перенятым у соседних племён, возможно, у этрусков; и Травля животных.
В 325 г. Константин запрещает гладиаторские бои, несмотря на неприязнь отказа от привычных зрелищ.
Во времена Республики (510 — 28 гг. н.э.), возможно, что и для поддержания воинственного духа, превратились в настоящие массовые зрелища проводившиеся с античных времён «цирковые игры» (LUDI CIRCENSES) .
Всё же история не лишена долгих периодов запустения и упадка. Конец Римской империи ознаменовался также двумя землетрясениями (442 и 508 гг.), причинившими большие повреждения.
С VI века — запустение. Колизей превращается то в кладбище, то в крепость, и после землетрясеня 1349 г. главным образом в источник строительного материала. В эпоху Возрождения был почти полностью употреблён покрывавший его мрамор.
От полного разрушения Колизей спас Папа Бенедикт XIV (1740 — 1758 гг.). То, что осталось от былого великолепия, он посвятил Крёстному пути, установив КРЕСТ на том месте, которое, по преданию, было связано с тысячами христианских мучеников. С тех пор сооружение подверглось множественным реставрациям и работам по укреплению.
Вокруг Колизея
Лудус Магнус (развалины, расположенные в стороне предыдущего папского престола Собора Св.Иоанна в Латеране (S.Giovanni in Laterano), кажущиеся мелкими рядом с Колизеем, — на самом деле гладиаторская школа, арена, на кот.помещались не менее 3 тыс.зрителей, заключенная в квадрат гладиаторских «бараков». В тени Колизея кажется крошечной.
Арка императора Константина — 315 г. н.э., самая крупная и последняя из трёх античных сохранившихся — вскоре Константин окончательно переберется в Византию.
Мета Суданс — (фонтан, «Потеющая» мета, метка.) - от которой видны лишь контуры, огромный фонтан конусовидной формы. Служила отметкой границы городских районов (здесь сходились 4 или 5 римских дорог) либо как поворотный столб для триумфальных процессий. Останки просуществовали до 1933-36 годов, когда по генеральному плану Муссолини вместе с тем, что тогда еще сохранилось от Колосса Нерона, было сметено, и место вокруг Колизея стало пешеходной зоной.
Видимо, эта участь не раз постигла Колосс. Когда он помешал Адриану для строительства храма Венеры и Ромы, на 24 слонах (по описанию одного греческого автора) перенесли целиковую литую фигуру. Было ясно, что за 4 года после приглашения греческого архитектора Зенодора Нероном в Рим Колосса не построить. Поэтому более поздние историки склоняются, что Колоссу неоднократно меняли голову — одного императора на другого... К сожалению, не сохранилось его доподлинных изображений.