Ватиканские музеи
В Ватиканских музеях, как и в Риме, тоже есть всё: от античного Египта до Шагала и Дали. И здесь количество не заменяет качества; каждый из 1400 залов достоин детального рассмотрения; 20 внутренних двориков, 60 тысяч произведений, опись которых помещается в 7 томах нестандартно объёмных описей. Длина полного маршрута составляет около 9 км.Но множественные материалы привожу для специально интересующихся; если же вы хотите обзорную экскурию в музеи, можно просмотреть самые важные, выделенные курсивом абзацы. Воспоминания и впечатления за вас потом никто не составит; они бывают диаметрально противоположными. Главный совет — постарайтесь «не перегрузить» информацией день знакомства с ватиканскими музеями; тем более что впереди Собор Святого Петра, сердце католического мира, который обычно показывается в одной экскурсии, хотя по-настоящему достоин отдельного посещения. И, конечно, самостоятельно затруднительно грамотно спланировать осмотр такого огромного количества важнейших произведений искусств и экспонатов, хотя бы попытаться классифицировать их по эпохам и стилям.
В этом и заключается важная задача и группового и особенно индивидуального туристического гида — познакомившись с людьми, преподать информацию в нужном объёме и стиле, но всегда увлекательно и страстно.
Чтобы вам действительного понравилось, и осталось радостное чувство удовлетворения от необыкновенно интересно проведенного дня, но никак не чувство утомления и раздраженности.
Итак, начнём! Начало созданию Музеев положила коллекция скульптуры, собранная Папой Юлием II (1503-1513), выставленная в Cortile delle Statue, ныне Cortile Ottangolare (Восьмиугольном дворике); в первую очередь скульптурная группа Лаокоон с сыновьями сражается со змеями — статуя, ставшая моделью классицизма для художников Эпохи возрождения и более поздних, XVIII века. Переданный в 1798 г. в Лувр в качестве контрибуции по договору между Папой и Наполеоном, Лаокоон в 1816 г. после смерти последнего возвращён в Ватикан. А также Аполлон Бельведерский — мраморная копия бронзового оригинала IV века до н.э. Обе находки были сделаны на раскопках Золотого дома Нерона. Подлинность подтвердили срочно прибывшие на место находки с Папой Юлием II находящиеся в то время в Риме Микеланджело Буонаротти и Джулиано да Сангалло. Одним из их основных аргументов послужило выработка группы фигур из единого куска мрамора. Обе скульптуры на протяжении веков служат образцом классической красоты.
Музеи и Папские галлереи становятся доступными публике при Клементе IX (1769-1774) и Пии VI (1775-1799), основанием музеев античной классики, музея Chiaramonti (Светотени), Braccio Nuovo и обогащённые известной эпиграфической коллекцией Galleria Lapidaria (Галлерея канделябров).
Григорий XVI (1831-1846) образует Музей Этрусков (1837) из экспонатов раскопок средиземной Этрурии, начатые в 1828 г., и Египетский музей (1839).
Папа Григорий XIII (1572-1585) - Галлерею degli Arazzi и Георгафических карт.
Станцы и Ложа Рафаэля для Юлия II и Льва X (1513-1521);
Капелла Беато Анжелико, Папа Никола V (1447-1455);
Имя создателя папы Сикста IV(1471-1484) носит Сикстинская капелла, апофеоз и кульминация всей ватиканской экспозиции.
Построил её Джованни де Дольчи в 1475-83 гг., и задумана как полностью закрытая и почти укрепленная постройка. Роспись стен капеллы выполнена лучшими художниками того времени: Перуджино, Ботичелли, Гирландайо и Козимо Росселли — параллельно изображены эпизоды на двух боковых стенах: Жизнь Моисея (Ветхий Завет) и Жизнь Христа (Новый Завет). При посещении капеллы рассматриваем обе стены обновременно.
Потолок площадью 800 кв.метров!! в 1508 год поручен папой Юлием II молодому Микеланджело, и был окончен в 1512 г., за 23 года до начала работы над Страшным судом. Микеланджело здесь ввёл архитектурную структурную живопись — т.е. поместил с поразительными трехмерными эффектами различные изобразительные элементы; проявил свой гений зодчего-новатора.
От главного престола до входной стены следуют девять картин с эпизодами из Книги Бытия; среди которых:
- Сотворение человека — сцена центральна также и с художественной точки зрения. ЭТОЙ ОДНОЙ ФРЕСКИ БЫЛО БЫ ДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ БЕССМЕРТНЫМ ЕЁ АВТОРА. Художник изображает высочайший акт сотворения человека простым прикосновением пальцев, через которые кажется, что проходит подлинный жизненный заряд между Творцом и Адамом. При этом
- Первородный грех — сцена разделена надвое деревом, змей-искуситель с телом женщины. Герои изображены дважды; сперва в радостных светлых тонах, после поникшие, опозоренные, в тёмных оттенках. Змей предследует их со зловещей усмешкой.
Пророки и Сивиллы, выписанные в треугольных пространствах свода, - самые большие фигуры этого монументального труда. Они все сидят в окружении ангелов и амурчиков.
«Страшный суд»
- краткое изложение Божественной Комедии Данте - Судный день, был начат в 1535 по заказу Павла III и закончен в 1541.
300 персонажей в логичном проекте, где доминирует образ Христа, Страшного Судьи, с поднятой правой рукой в акте осуждения. Прильнувшая к Нему Божья Матерь представляет вечно живую связь между Христом и человечеством. Другие участники небесного суда — пророки, апостолы, мученики. Справа от Мессии — избранные, слева — осужденные.
Нужно сказать, что в те времена было распространено изображать среди персонажей современных известных личностей. В частности, среди героев фрески видим «автопортрет» самого Великого мастера среди осужденных на муки.
КОНКЛАВЫ В СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЕ
Капелла закрывается для посещений, когда в ней после смерти (или самоотречения, как произошло в последний раз), для избрания нового Папы Римского. Стала местом конклава сразу по окончании работ, благодаря укреплённой и компактной структуре подходила для секретных избирательных собраний.
В более поздние столетия разделила с Квириналом и Витербо роль места для папской резиденции и конклава. Результат голосования сообщается миру путем дыма, получаемого от сожжения бюллетеней голосования. В случае отрицательного дым, исходящий из дымохода капеллы, благодаря добавке специального состава, выходит черным. При положительном — оставляют гореть одни бюллетени, и дым выходит белым.
- Аппартаменты Борджа, принадлежавшие Александру VI (1492-1503);
- Пинакотека Ватикана - Пий II (1922-1932);
- Этнографический музей, Пий II;
Многие экспонаты перенесены за нехваткой места в Папский Латеранский дворец ( Папская резиденция до 1309 года).
В Ватикане находится собрание карет и папамобилей.
С начала 2000 г. обновлённый просторный вход с различными службами, новая парадная винтовая лестница как бы воссоздаёт построенную в 1594 году Микеланджело, которую можно не увидеть, выйдя из Сикстинской капеллы непосредственно во внутренний дворик Собора.
З А Л М У З
В боковом пределе - главная античка фреска "Свадьба Альдобрандини": бракосочетание Александра Македонского с Роксаной.
Станцы Рафаэля, если бы не существовало Сиксинской капеллы, без сомнения считались бы самыми знаменитыми стенами по всей Италии. Когда появился Рафаэль, ни о каком Перуджино или Луке Синьорелли (которым уже был поручен заказ), папа Юлий II:
Ватиканская пинакотека
Начало коллекции Пия VII (1775-1800), несколько раз перемещалась прежде чем найти пристанище в специально построенном здании в 1932 г.
Около 500 экспонатов: картины, фрески и гобелены, выставленные в 14 залах согласно хронологическому порядку — от византийцев и ранних итальянцев 1100 — 1300 гг. до 1700 и начала 1800 гг. НО: прежде всего бесценная коллекция МАСТЕРОВ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Citta` Leonina - город Льва IV
(Посещения только по предварительному заказу)
Государство Ватикан занимает 44 гектаров, насление чуть больше 1000 жителей, несколько тысяч рабочих и служащих, работающих в Ватикане на радиостанции, ж/д вокзале, 4 почтах, редакии газеты и журналов, в типографии и художественно-ремесленных мастерских, среди которых известная школа Мозаики, которой обязаны мозаичные репродукции и реставрации надпрестольных картин собора, и гобеленовая мастерская. Церковь Св.Стефана абиссинцев, ок.VI века. Губернаторский дворец.
Часть хребта Нероновского цирка находилась на территории современного государства: круглая мраморная плита указывает на место, где стоял обелиск, теперь находящийся в середине площади Св.Петра. Здесь находится вход в подземелья к могиле апостола, на площади Ризницы.
Зал папских иудиенций им.Павла VI Пьерлуджи Нерви, открытый в 1971 г., вместимостью до 12 тыс.чел.
Корпус Швейцарской гвардии (все католики из немецкоговорящих кантонов) создан в 1506 году Юлием II. Сейчас состоит из сотни человек. Мундиры гвардейцев созданы ещё по эскизам Микеланджело Буонаротти.