Главная \ Собор Св.Петра

Собор Св.Петра

Собор Святого Петра построен на месте, где в первом веке нашей эры, предположительно около 67 года, он принял мученическую смерть, на Ватиканских холмах, где располагались так называемые цирки (подобно по форме амфитеатру) Нерона, где над ним был вершён суд. Католической церковью назван первым папой Римским.

Христиане стали приходить молиться на кладбище. Была даже построена церковь, но почти сразу стало ясно, что паломников прибывает гораздо больше, чем может вместить храм. Мощи с которого во времена жестоких гонений перепрятали в катакомбах Сан-Себастьяно на Аппиевой дороге, но в IV веке вернули обратно.

Первую просторную базилику, с первым за всю историю христианской архитектуры просторным трансептом перед алтарём, построил Константин ок. 320 года; под частью её основания пришлось срезать значительную часть холма. Несмотря на то, что церковь прослужила более десяти веков, во многом этот факт сделал невозможным ее восстановление. К XV веку состояние разрушающейся от древности церкови было настолько плачевным, что она уже не подлежала восстановлению.

Мало что сохранилось от этого здания — мощи, врата, отдельные фрагменты строительных элементов и украшений. Юлий II вообще отличался решимостью, и, приняв решение о строительстве нового храма,  назначает Донато Браманте главным архитектором (его прозвали Bramante-”rovinante”, что означает «разрушитель», т. к. фактически он успел расчитить место под строительство от остатков старого собора); и в 1506 г. работы начались.

В этом качестве после его смерти сменил Рафаэль Санци, затем Антонио да Сангалло и наконец Микеланджело Буонаротти; это далеко не все, но лишь первые воплотители великого проекта папы Юлия II. На полтора столетия Ватикан становится строительством, на котором потрудились едва ли не все основные архитекторы итальянского Возрождения.

Датой основания собора считается 1626 год, строительство колоннады и украшение интерьера продолжалось ещё столетие. Вместимость — около 100 тыс.чел. Несмотря на обилие барочных украшений и множество алтарей, нефов, надгробий и различны элементов внутри церкви, испытывается чувство радостной лёгкости и восторга; купол, спроектированный первым архитектором собора, прославляя могилу святого, словно парит в небесах. На самой его вершине находится смотровая площадка с захватывающей дух круговой панорамой на высоте около 140 метров.

В собор ведут пять врат, правые Святые врата посвящены и открываются в так называемый Святой год — когда отпускаются все грехи, снимаются эпитимии, и многие другие благодеяния нисходят однажды в двадцать пять лет — каждое поколение имеет шанс быть прощённым. В последний Святой, 2000-й год папа Иоанн Павел II обратился к прихожанам с беспрецедентной молитвой «Моя вина», в которой просил отпущения грехов, совершённых самой церковью.

Справа, первая от входакапелла Пьеты Микеланджело "Оплакивание Христа" - тогда Микеланджело было ок.23 лет; единственная его подписанная вопреки запрету Ватикана работа.

Но кульминация соборного величия - бронзовый балдахин, или киворий, работы Дж.Лоренцо Бернини, который посвятил собору около 50 лет своей жизни. Балдахин защищает, а парящий над ним центральный купол прославляет могилу Святого Петра.

Частицы животвотворящего креста, обретённого Святой Еленой равнооапостольной, матерью императора Константина, в Иерусалиме; голова  Андрея Первозванного, Платок Святой Вероники, копьё Святого Лонгина, мощи Иоанна Златоуста — ещё не все святыни, к которым стремятся верующие со всего света.

Величие захоронений, творения лучших мастеров - картин, мраморов, потолочных фресок, бесчисленные детали, украшающими священное место -  стоит хотя бы однажды увидеть воочию. Никакие описания не в силах передать восторженное волнение, охватывающее входящего сюда.